scoutbat (scoutbat) wrote,
scoutbat
scoutbat

Categories:

Первая Мировая: вопросы логистики.

Перед тем, как перейти к 1917 году, следует поближе познакомиться с обстановкой на транспорте и в экономике Российской империи, сложившейся к концу 1916 года. Требуется это вот почему: «булкохрусты» слишком уж часто рассказывают про якобы утраченную победу, мол, вот если бы не революция, то Германию добили уже в 1917 году, и был бы у нас не Брестский мир, а Парад Победы в Берлине. Отнюдь!

То, кто станет победителем в Мировой войне, теперь определялось не только численностью армии и мобилизационным потенциалом, но ещё и способностью эту мощь содержать и грамотно ею распоряжаться. Если сказать попроще, то не важно, сколько у тебя солдат, важно, чтобы они были в нужном количестве в нужное время и в нужном месте, имея при себе винтовку и запас патронов. Для этого вам потребуются: образованное население, развитая промышленность, налаженный транспорт и исправный механизм управления государством. Посмотрим, как со всем этим обстояли дела в Российской империи.

О — образование. Неудовлетворительно. Это сейчас «булкохрусты» носятся, как дурень с писаной торбой, с якобы принятым при Николае II законом о бесплатном всеобщем начальном образовании, приводя в доказательство «невероятные», на их взгляд, цифры, свидетельствующие о бурном росте количества грамотного населения в стране накануне ПМВ. На самом деле, с грамотностью было всё далеко не так радужно, как кажется из прекрасного далеко. Закона об образовании, как такового, не было, были лишь благие намерения и планы увеличения финансирования. Грамотность среди детворы, и то правда, подросла, но все равно даже тут Россия очень серьёзно отставала от других великих держав. Ещё печальнее дела обстояли с призывниками, где среди тех, кого признали годным в армию, грамотных набиралось от силы половина — и это до начала войны, когда можно было себе позволить выбирать, кто годен, а кто нет. Не хватало и квалифицированной рабочей силы на заводах, хотя в мирное время это было терпимо. В военное же время, после мобилизации и резкого роста выпуска военной продукции, дефицит образованных людей стал катастрофическим, и, что самое печальное, это был тот самый дефицит, который нельзя быстро ликвидировать масштабным вливанием средств.

П — промышленность. Неудовлетворительно. Это сейчас «булкохрусты» носятся, как дурень с писаной торбой, с «Ильёй Муромцем» и 78 подводными лодками… о, кажется, я уже про это где-то писал) Да, российские учёные, инженеры и конструкторы умели создавать (и создавали) прекрасные образцы передового вооружения, и 4х-моторный «Илья Муромец» был шедевром авиаконструкторской мысли того времени, но что толку от одного прекрасного бомбардировщика, если страна неспособна осилить его массовый выпуск — просто потому, что у тебя не производятся надёжные моторы для него? Российская промышленность с грехом пополам справлялась с изготовлением вооружения для армии мирного времени, а вот с началом войны всё полетело в тартарары. Я молчу о таких высоких технологиях, как турбины и авиамоторы, но, чёрт побери, не хватало даже винтовок Мосина! Когда оружейник Федоров начал разрабатывать свой автомат, он долго подбирал для него патрон и в итоге остановился на патроне к японской винтовке Арисака 6.5*50. Напомню, что основным калибром российской армии уже тогда были «3 линии» — 7.62 мм то есть. Почему же Федоров взял что-то иное, неужто этих японских патронов было так много под рукой, что можно было не опасаться проблем со снабжением? Так и было: когда стало ясно, что призывников у нас много, а вот винтовок явно не хватает (именно к ПМВ относится знаменитое «одна винтовка на троих», а вовсе не к ВОВ), вот тогда пришлось срочно покупать винтовки за границей. Купили японские (и запас патронов к ним), французские трёх видов, английские, вытащили со складов винтовки Бердана №2 — и всем этим начали снабжать быстро растущую армию. Иначе, как кошмаром для снабженца, это не назвать, вместо одного вида патронов (7.62*54R) в армии теперь использовались:

— японские 6.5*50 (Арисака обр.1905 г.);

— трофейные австрийские 8*50 (винтовка Манлихера обр.1895 г);

— французские 11 мм (это вообще пи..ц, передельная винтовка Шасспо обр. 1866 г.), 11*59 (винтовка Гра-Кропачека обр.1874 г.), 8*50 (винтовка Лебеля);

— российские 10.75*58 под винтовку Бердана №2 (обр. 1870 г.).

Каково, а? А всё потому, что винтовку Мосина, нашу легендарную «трёхлинейку», отечественная промышленность миллионным тиражом выпускать не могла, требовалось время на раскачку и расширение производства. И это лишь один пример, а ведь тысячи их!

Про винтовки и положение с ними в русской армии более подробно можно почитать тут:

https://vk.com/@mpre_view-vintovochnaya-problema-armii-rossiiskoi-imperii-v-pervoi-mir

Ж — нет, не то, что можно подумать, хотя именно слово на Ж из 4 букв очень хорошо бы описало ситуацию на Железных дорогах Империи. Это сейчас «булкохрусты» носятся, как дурень с писаной торбой, с рекордной постройкой «Мурманки», а.. да, вы всё правильно поняли. На самом деле всё было очень плохо с транспортом. Для тех, кто вдруг захочет ознакомиться с ситуацией детально, я дам несколько ссылок на очень хороший и вдумчивый обзор ситуации от Сергея Сигачёва aka Periskop:

https://lenta.ru/articles/2015/03/22/railway/

https://lenta.ru/articles/2015/03/31/railway/

https://periskop.su/1682465.html

https://periskop.su/1389899.html

Для тех же, кому на чтение нет времени, изложу кратко.

— жд сеть Империи годилась для мирного времени, но не для военного (не хватало густоты линий и пропускной способности);

— Великое отступление привело к тому, что были потеряны важнейшие магистрали в западной части страны, которые накануне войны были капитально реконструированы и приведены в наилучший вид;

— жд Империи не функционировали, как единый организм: в прифронтовой зоне они были полностью подчинены интересам Армии и работали, как часы, в тылу же царила почти полная анархия, сопряженная с коррупцией, воровством, волокитой и раздолбайством;

— разделение дорог на военные и мирные, государственные и частные не способствовало ритмичной и эффективной работе сети. Также фронтовые дороги, имевшие приоритет в снабжении, буквально высасывали из остальной сети квалифицированный персонал и все исправные вагоны и локомотивы;

— к концу 1916 года железные дороги Империи функционировали на грани своих возможностей, при этом накапливалась критическая масса неисправных вагонов и паровозов, нарастала дезорганизация в управлении перевозками.

Про усиленное восхваление «булкохрустами» рекордной стройки дороги до Кольского Севера сказать можно очень кратко: дождались, когда жареный петух в ж**у клюнул. С 1890-х годов шли разговоры о необходимости строительства порта в незамерзающей гавани Кольского залива и дороги к нему, но царь отдал предпочтение строительству Либавского порта, который был успешно построен и также успешно пролюблен в 1915 году. Только после начала ПМВ стало ясно, что проливы для нас закрыты до конца войны, замерзающий Архангельск, к тому же связанный с центром страны узкоколейной железной дорогой, не годится для бесперебойной доставки грузов от стран Антанты, поэтому срочно надо строить порт на Кольском полуострове. Героическими усилиями дорогу и порт построили, город заложили (Романов-на-Мурмане), и сразу после этого Империя кончилась, так как было слишком поздно. Поток военных грузов от союзников пошёл, но солдатам, погибшим в 1915-16 гг, от этого было ни холодно, ни жарко.

У — управление. Тоже неудовлетворительно. Это сейчас «булкохрусты» носятся, как дурень… Ну, вы поняли. Несмотря на то, что в стране номинально был самодержавный монарх, по совместительству ставший ещё и Верховным Главнокомандующим, порядка от этого больше не стало. В рассказе про 1916-й год я упоминал, как командующий Западным фронтом Эверт откровенно игнорировал прямые и недвусмысленные распоряжения Ставки, хотя был непосредственно подчинён Главнокомандующему, а что уж говорить о тех, кто был рангом пониже и от Ставки подальше? В тылу творился форменный бардак: Госдума тянула одеяло на себя, а премьеры и министры менялись с такой частотой, что обыватель потерял счёт «перестановкам в Правительстве». Злые языки поговаривали, что во всём виноват Распутин и царица (что, в целом, не совсем так), а бесконечные перестановки утомили не только население страны, но и зарубежных дипломатов, которые перестали понимать, с кем в России можно договориться дольше, чем на полгода. Анархия и хаос наверху привели к параличу всей вертикали власти, чем не преминули воспользоваться противники самодержавия (нет, не большевики из РСДРП, а вполне себе легальные думские партии).

Итак, по всем 4 пунктам — уверенный «неуд». В стране было зерно, но его не могли доставить туда, где оно требовалось. В стране было железо, но некому было сделать из него миллион винтовок. В стране были новобранцы, но их надо было обучить и вооружить. В стране был «Илья Муромец», но не было производства авиамоторов для массового выпуска отечественных самолётов. В стране были верфи, где строились «Барсы», но все равно пришлось срочно покупать АГ. В стране был самодержавный монарх, но управление страной погружалось в хаос прямо на глазах. Все проблемы страны (кроме образованных людей и руководства) пришлось решать незамысловатым способом: покупать за границей. Однако тут возникала другая проблема: купленное надо было как-то доставить на фронт, а железные дороги либо строились (Мурманка), либо реконструировались (Архангельск), либо работали через пень-колоду. Было и ещё одно «но».

В стране было очень много сугубо внутренних проблем, не решавшихся десятилетиями. Тут и земельный вопрос, и рабочий, и национальный — всё это тянулось долгие годы, и вот теперь, когда стал прогрессировать паралич вертикали власти, все эти демоны, запертые под крышкой после Первой русской революции, стали повышать давление, грозя разнести дряхлый паровой котел Империи вдребезги. Российская империя уподобилась поезду, который на всех парах летит по извилистой горной дороге, при этом в кабине машиниста кто-то украл все рычаги, а несколько вагонов в составе уже горят ясным пламенем.

Напоследок, несколько смешных картинок от «булкохрустов».


Парад Победы в Берлине, Карл!
Вы знаете, я не самого высокого мнения о Николае II, но при этом я никогда не считал его слабоумным идиотом или фантазёром-милитаристом вроде Адольфа Гитлера. Мир с Вильгельмом II самодержец подписывать отказывался, но и о Параде Победы не помышлял, и был прав, так как никаких предпосылок к этому не предвиделось. Вспомним хотя бы былинный фэйл немецкого командования, которое в ноябре 1941 года распространяло пригласительные билеты на банкет в Кремле (банкет этот не состоялся по не зависящим от «организаторов» причинам): предпосылок и оснований было очень много, но фиг там. И уж точно Николай II не был настолько глупым, чтобы в момент, когда не хватало обычного обмундирования и касок — изготавливать ещё и парадную форму от кутюр от Васнецова, причём в таких количествах, что запасов хватило аж на всю Красную Армию в годы Гражданской войны (несколько миллионов человек, если что, неслабый такой парад «замышлялся»). Военные историки, кстати, подтвердят: нет никаких документов, указывающих на массовый заказ «богатырок» в 1916-17 годах, зато есть множество свидетельств того, что заказывал их Лев Троцкий в совсем другой ситуации.


Журнал «Родина» развенчивает мифы про Николая II, будто одного Борисюка мало…
Специально для клинических идиотов, работающих в этом журнале, поясняю: если рост зарплат отстаёт от инфляции, то это означает ровно одно: цены растут быстрее доходов. Для совсем тупых скажу ещё проще: это значит, что население нищает. В итоге к 1917 году в Петрограде сложилась «удивительная» ситуация: рабочие оборонных заводов получали в три-четыре раза больше, чем до войны, при этом жить им было уже почти не на что. А тут ещё дал о себе знать коллапс железнодорожных перевозок, в столице(!) стало не хватать хлеба, и всё заверте…

Но об этом — в статье про 1917 год.

Спасибо за внимание!
Источник https://vk.com/@171777-pervaya-mirovaya-voprosy-logistiki
Tags: Россия, война, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments